M 23
Во
время Первой мировой войны датские войска были экипированы новой
униформой образца 1915 г. Униформа была серого цвета, но как показало
время это было крайне не практично. В это же самое время правительством
Дании было принято решено приобрести для датских войск первый стальной
шлем. Политика военного министерства в отношении стального шлема
оказалась более продуманной. В 1918 году военное министерство заказало
пробные образцы полной экипировки солдат у Англии, Франции, Италии
и Германии для того что бы определить какая из них лучше. В это
же время они заказали много вариантов стальных шлемов. В 1919 году
датский генералитет решил создать собственный датский стальной шлем,
однако некоторое время заняло принятие окончательного решения, которое
все же было принято в 1922 году.
Интендантское
ведомство получило приказ на закупку 3500 шлемов в различных странах.
Армейский технический совет должен был решить какие шлемы обеспечивают
максимальную защиту. В декабре 1915 года были закуплены французские
и британские шлемы для того, что бы определить могли ли они быть
использованы в датской армии. Некоторые из этих шлемов были направлены
в секретную службу, откуда пришли положительные рекомендации. Многие
шлемы были направлены в действующую армию для тестов. Все отзывы
направлялись командованию армии, и все что касалось шлемов тщательно
изучалось. Как датские, так и зарубежные компании были заинтересованы
в этом проекте и они посылали партии стальных шлемов в интендантскую
службу для тестов. Среди них были партии из Швеции, Германии, Италии.
Из Англии, компания Vikers, так же направила свои марганцевые стальные
тарелки на тест датским военным. Датское Военное министерство хотело
обладать лучшей сталью и лучшим дизайном для своих новых шлемов,
в связи с чем, они находились в постоянном контакте с разными компаниями.
После долгих изысканий и тестов в 1923 был создан первый первый
датский стальной шлем. Шлем был сделан из стали толщиной в 1 мм
и выкрашен в желто-коричневый цвет. С тыльной части имелось два
вентиляционных отверстия и одно продолговатое отверстие с края тыльной
части шлема, для закрепления шлема на ранце во время похода. Эта
модель получила официальное название "Шлем 1923 года".
Новый
дизайн этого шлема был представлен 23 мая 1924 года. Новое предложение
включало в себя более удлиненные края, которые не были так широко
разведены как на первом варианте шлема. Позже было принято решение
об увеличении толщины шлема до 1,2 мм для увеличения его прочности.
Вес шлема составлял при этом 1300 грамм (1600 грамм шлем М 1923/38).
Компания "A/S GLUD & MARSTRANDS FABRIKER" получила
первый заказ на производство шлемов этой модели 20 декабря 1924
года. И только в сентября 1925 года первые шлемы были готовы для
поставки в армию. К подшлемнику этих шлемов крепилась латунная табличка
с указанием названия компании производителя и порядковым номером
шлема. В декабре 1926 года производство этих шлемов было приостановлено.
Это было связано прежде всего с серией нелестных докладов об использовании
шлема, полученных из армейских подразделений, которые были вовлечены
в его тестирование. Был отмечен целый ряд проблем связанных с этим
шлемом. Прежде всего, военные жаловались на плохую слышимость при
применении этого шлема. Кроме того, шлем легко падал с головы, подбородочный
ремень был слишком узкий и легко отстегивался, а фронтальная эмблемы
из-за ненадежного крепления часто выпадала. Так же были жалобы на
замерзание ушей, головные боли, повышенный шум в ветреную погоду.
В связи с данными жалобами дизайн шлема был пересмотрен снова. В
конечном итоге 12 600 шлемов были отправлены на армейские склады
в декабре 1927 года.
В августе 1926 года был представлен обновленный дизайн шлема этой
модели. С поверхности шлема исчезли вентиляционные отверстия, и
был создан новый, более комфортный, подшлемник. На базе окончательно
дизайна 1926 года создавались все модели шлемов этого типа.
Создание
первой рабочей модели подшлемника происходило в 1924 году. Подшлемник
состоял и восьми кожаных подушечек которые крепились к стальному
обручу. В верхней части подушечки скреплялись кожаным шнурком, создавая
купол. Подшлемник крепился к шлему четырьмя клепками. Система подшлемника
была пересмотрена в 1928 году. Новый подшлемник изготавливался из
цельного куска кожи и имел восемь язычков, через которые так же
продевался шнур. С обратной стороны, к шлему было прикреплено четыре
подушечки необходимые для амортизации при ударах.
Подбородочный ремень изготавливался из кожи и состоял из двух частей.
На первых образцах шлема части подбородочного ремня скреплялись
с помощью крючка, который в дальнейшем был заменен на застежку.
Подбор
вариантов окрашивания шлемов так же занял достаточно продолжительный
период. Первый вариант окраса шлема вызывал у военных много нареканий.
Прежде всего, из-за своей яркости. В сентябре 1928 года начались
эксперименты, целью которых был выбор нового цвета для окрашивания
шлемов. В результате эксперементов была выбрана темно-коричневая
масляная краска на лаковой основе с компонентами против ржавчины.
В течение всего 1929 года проводились тесты с различными красками,
но вышеуказанная краска была признана все же лучше. Однако было
отмечено, что шлемы, которые красились данной краской имели глянцевую
поверхность, делающую солдата в таком шлем слишком заметным на поле
боя, так же во время дождя шлем становился чрезмерно сверкающим.
В 1937 году был начат эксперимент по добавлению в краску песка.
Данный вид окраски получил положительные отзывы, и в декабре 1938
года было решено красить все новые шлемы в коричневый цвет с добавление
песка. Однако так же известно применение с 1938 года при окрашивании
шлемов зеленого цвета. Во избежании появления острых углов, края
каски красились без добавления песка. Шлемы в таком окрасе известны
как модель 1923/38.
Спереди на датских шлемах крепилась армейская фронтальная эмблема
1923 года (Haermaerket 1923). Этот знак изображал герб Королевства
Дания. Он устанавливался на все армейские шлемы, что бы их можно
было легко отличить от иностранных шлемов. Сейчас это кажется достаточно
забавным, так как датский шлем не был похож не на один другой шлем,
но на тот момент это было важно. Кроме армии шлем М 1923 так же
использовался полицией и морскими силами. В период германской оккупации
1940-1945 годов, шлем использовался силами гражданской обороны и
другими формирования, однако, как правило, фронтальная эмблема ими
удалялась. В 1942 году датские ВМФ получили 4000 шлемов от армии
на них устанавливалась фронтальная эмблема - символ ВМФ, изображавшая
якорь, увенчанный королевской короной. С 1945 года эмблема ВМФ стала
наноситься как декаль.
Шлемы этой модели (без фронтальной эмблемы) использовались до 1951
года пока они не были заменены шлемом М 1946.
М 39
Впервые шлем специально предназначенный для полицейских формирований
был разработан и поставлен в Министерство внутренних дел Дании в
1939 году. Новый шлем был изготовлен на базе армейского шлема М
1923, с учетом специфики работы полиции. Прежде всего, М 39 был
легче армейского шлема. Он имел вес около 1000 грамм. Толщина стали
составляла 0,9 мм. Качество стали было намного хуже, чем у армейского
шлема, так как этот шлем должен был защитить его обладателя, прежде
всего, от камней, ударов палок и т.д. и не предполагал защиты от
осколков и стрелкового оружия.
Форма
нового шлема имела отличие от армейской модели. Новый шлем имел
бортик шириной 10 мм и не завальцованные, острые, края. М 39 практически
не имел расширения в нижней части, как у модели 1923 года, тем самым,
создавая для полицейских силуэт отличный от военных, что не маловажно
в уличных столкновениях. Новый шлем имел оригинальную конструкцию
подшлемника. Подшлемник вырезался из мягкой кожи светлого цвета,
и представлял из себя шесть лепестков скрепленных в верхней части
шнуром. Кожаная часть подшлемника крепилась к обручу из спрессованного
картона, который в свою очередь крепился к двум перекрещенным в
верхней части купола упругим стальным полоскам. Между кожаной частью
подшлемника и картонным обручем прокладывался каучук. В верхней
части купола шлема устанавливалась амортизационная подушечка, набитая
конским волосам, которая так же, скрепляла и закрывала собой перекрестье
стальных пластин. Крепился подшлемник с помощью шести винтов два
с правой и левой стороны и по одному спереди и сзади.
Подбородочный ремень, установленный на этом шлеме так же был оригинальным.
Он состоял из двух половинок, скрепляющихся между собой с помощью
прямоугольной застежки, которые в свою очередь, были закреплены
на кожаных ремешках привинченных двумя боковыми винтами вместе с
подшлемником. Таким образом, можно сказать что подбородочный ремень
на шлеме М 39 имел Y-образную форму.
Фронтальная эмблема изготавливалась из латуни и представляла собой
эллипс, на котором были изображены три льва, обрамленные лавровыми
ветвями. В верхней части эмблемы располагалась корона.
Так же в датских полицейских силах существовали шлемы М 39, предназначенными
для тренировок, т.е. это были шлемы М 39, окрашенные в серый цвет,
без фронтальной эмблемы, вместо которой были четыре отверстия, закрытые
клепками. После окончания обучения они поступали на службу в полицию,
где им выдавался шлем М 1939 с фронтальной эмблемой.
Полицейские шлемы были покрашены в черный цвет и использовались
полицией до появления шлема М 1948.
Несмотря на то, что этот шлем в первую очередь предназначался для
полиции, много других организаций использовали его. В частности
железнодорожные служащие, охрана гражданских объектов, подразделениями
гражданской обороны и другие. Шлемы такой модели так же использовались
датской королевской гвардией.
М 1941
09 апреля 1940 года Дания и Норвегия были оккупированы Германией
захват был произведен очень быстро в связи с почти полным отсутствием
сопротивления со стороны армий этих стран. Вторжение и оккупация
вызвали некоторые изменения в производстве и использовании стальных
шлемов в датской армии.
В начале 1941 года в Дании был произведен специальный легкий шлем.
Прежде всего необходимость создания такого шлема была вызвана отсутствием
необходимого объема сырья, а так же запретом оккупационных властей
на производство продукции военного назначения. Внешне новый шлем
выгляделкак М 1923, незначительным внешним отличием было немного
уменьшенный размер боковых скатов. Так же благодаря уменьшению толщины
стали до 1 мм, и не использовании при окрашивании песка вес шлема
был сокращен до 900 грамм.
Эта
модель шлема использовалась некоторыми паравоеными организациями
такими как силы противовоздушной обороны, соединения гражданской
обороны, пожарные, красный крест, а так же датскими коллаборационистами
и многими другими. Базовая модель этого шлема окрашивалась в зеленый
цвет. Однако каждая из организаций могла окрашивать шлем в свой
цвет, либо наносить на него опознавательные полосы. К примеру горизонтальные
разноцветные полосы на шлеме говорят о принадлежности его владельца
к силам гражданской обороны.
Обруч подшлемника делался из прессованного картона обернутого материей.
Подшлемник состоял из шести кожаных язычков. Подборочный ремень
изготавливался из кожи и состоял из двух частей, скрепляемых застежкой.
Четыре клепки крепили подшлемник к поверхности шлема проходя через
небольшие пробковые прокладки. Надо отметить, что эти клепки были
достаточно большими. Так же мог устанавливаться подшлемник, состоящий
из восьми кожаных подушечек пришитых к обручу подшлемника.
М 1932/38
Чешский М 1932/38 использовался подразделениями датской железной
дороги DSB (Danske Statsbanen). Эти шлемы были закуплены в Чехословакии
в 1938 году для DSB и получили название "Датский шлем модели
1938". Шлем имел абсолютно те же характеристики что и чешский
Vz. 32 (см раздел Чехословакия Vz. 32),
включая оригинальный чешский подшлемник с пятью подушечками и кожаный
подбородочный ремень. Однако на "датских" шлема отсутствовал
чернильный штамп производителя и год выпуска шлема. Спереди (иногда
и с боку) эти шлемы имели круглую металлическую эмблему, на которой
была изображена корона и буквы DSB.
Шлемы М 1932\38 использовались персоналом датских железных дорог
в период Второй мировой войны во время налетов авиации. Некоторое
количество шлемов этой модели было передано DSB из немецких запасов,
появившихся у Германии после оккупации Чехословакии в 1939 году.
Цвет шлемов используемых DSB был либо серый, либо оригинальный хаки.
При подготовке раздела использовалась книга "A collector's
Guide to Scandinavian Military Helmets. Denmark and Norway"
Vol. I, Andres Scotte.
Вернуться в основной каталог
|