Sohlbreg М 17
В
1917 русский Генеральный штаб принял решения о начале производства
собственного стального шлема. Заказ на производство шлемов был размещен
в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем
получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом
начала выпуска шлемов. В Финляндии шлем имел неофициальную маркировку
М 18, кроме того, иногда шлем идентифицировался как М 15 - по году,
когда начались работы по его созданию.
Революция 1917 года помешала поставкам изготовленных в Финляндии
шлемов в Россию. В русскую армию была поставлена относительно небольшая
партия заказанных шлемов. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить
500000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg 100000 шлемов. В 1918 году
Финляндия объявила независимость и выпущенные, но неотправленные
в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На
большей части оставшихся шлемов не был установлен подшлемник, так
как изначально его установка планировалась на заводах в России.
Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки.
Для новой финской армии часть шлемов была перекрашена в темно-зеленый
цвет.
В
течение 20-х годов завод Sohlberg-Oy продолжал выпускать шлемы этой
модели уже для финской армии. Существовало два типа шлемов Sohlberg,
условно называемые "русский тип" и "финский тип". Отличия между
ними заключались в подшлемнике. Подшлемник, устанавливаемый на русские
шлемы изготавливался из ткани и крепился с помощью ребристых полос
алюминия, так же как на французской каски Адриана модели 1915, а
финский подшлемник состоял из трех треугольных лепестков изготовленных
из кожи оленя или брезента, в зависимости от завода, производящего
подшлемники, и скрепленные в верхней части шнуром. И в том и в другом
случае крепление подшлемника осуществлялось с помощью четырех пар
небольших клепок. Подбородочный ремень изготавливался из кожи его
длинна, регулировалась с помощью небольшой стальной пряжки. Крепление
подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных колец,
закрепленных скобами, каждая из которых в свою очередь крепилась
к шлему с помощью двух маленьких клепок. Вес шлема составлял 800-850
грамм, толщина стали 1,2 мм. М 17 обладал слабыми защитными свойствами
и обеспечивал защиту только от мелких осколков, не давая при этом
защиты от пуль и шрапнели.
Шлем этой модели использовался финскими войсками на протяжении Зимней
войны 1939-1940 года наравне с германскими, шведскими, чешскими,
венгерскими, французскими, итальянскими, польскими, голландскими
и др. шлемами. Большое количество М 17 (М 18) использовалось силами
гражданской обороны, пожарными и другими полувоенными формированиями.
Шлемы, переданные силам гражданской обороны окрашивались в черный
или серый цвета.
М 40
В
начале 40-х годов в Финляндии на заводе Wartsila Oy и Kone-ja Silta
Oy было начато активное производство шведской модели шлема 1937
года. Шлемы изготавливались с использованием деталей, поставляемых
из Швеции их разработчиком A.B. Bofors. В Финляндии новый шлем получил
маркировку М 40.
М 40 пришел на смену устаревшему шлему модели М 17 (М 18) Sohlberg,
которые после окончания Зимней войны были переданы подразделениям
гражданской защиты, силам противовоздушной обороны, пожарным и т.д.
Шлем изготавливаемый в Финляндии имел абсолютно такие же характеристики,
что и шведский прототип. Вес шлема составлял 1100-1200 грамм, в
зависимости от размера (всего их было четыре). Подшлемник состоял
из трех кожаных язычков, к которым с обратной стороны прикреплялись
подушечки набитые конским волосом. Окрашивался шлем в темно-зеленый
цвет.
Не
смотря на начатое производство шлемов, финская промышленность не
могла удовлетворить потребности армии в экипировки шестисоттысячной
армии. До 1945 года финны смогли произвести только 70 000 шлемов.
В финской армии широко использовались, закупленные в конце 30-х
годов германские, итальянские, венгерские французские, чешские и
др. шлемы.
Шлемы модели М 40 использовались в финской армии на протяжении всей
Второй мировой войны, а так же после войны вплоть до принятия 16
июня 1962 году шлема новой модели.
Шлемы других стран
Первые
шлемы, которые стали использоваться в финской армией, были каски
Адриана и русский шлем модели 1917 года. В 1919 году, после обретения
независимости, финское правительство для экипировки своей армии
сделало относительно большой военный заказ во Франции. В заказ были
включены 15 000 стальных шлемов французского производства. Кроме
касок Адриана предприимчивые французы продали финнам трофейные немецкие
стальные шлемы М 16, М 17 и М 18. На основе проведенных испытаний,
14 апреля 1920 года немецкий шлем образца 1916 года и его модификации
М 17 и М18 были признаны наиболее эффективными средствами пассивной
защиты головы и официально приняты для использования в финской армии.
В начале двадцатых годов в Финляндию было дополнительно поставлено
около 80 000 стальных шлемов германского производства. Однако наравне
с германскими моделями шлемов в армии продолжали использовать русский
М 17 и французскую каску Адриана, которые только к началу Второй
мировой войны были переданы силам гражданской обороны, пожарным
и т.п.
Второй
этап оснащения финской армии наступил в конце 30-х годов, когда
Финляндия подверглась агрессии со стороны Советского Союза, развязавшего
Зимнюю войну (30.11.1939 - 13.03.1940). Начало войны послужило причиной
принятия поспешного решения о военных закупках, в том числе закупке
большой партии стальных шлемов. Заказы были получены, но только
в 1940 году. Даже после окончания Зимней войны многие страны продолжали
оказывать Финляндии материально-техническую помощь, в том числе
осуществляли поставки стальных шлемов.
Таким образом, по состоянию на 25 июня 1941 года, количество стальных
шлемов в финской армии достигло четверти миллиона штук. Количественное
соотношение было следующим:
- старые немецкие и австро-венгерские (М 16, М 17, М 18) 70 000
шт.;
- венгерские М 37 75 000 шт.;
- итальянские М 33 30 000 шт.;
- чехословацкие Vz 32 50 000 шт.;
- шведские М 21 (М 26) 8 000 шт.;
- польские Wz 31 1 000 шт.
Кроме
того, в финской армии в небольших количествах использовались голландские
шлемы М 28 и М 34, датские М 23, норвежские М 31, английские Mk
I, которые появились в Финляндии вместе с добровольцами из этих
стран, прибывших для участия в войне с Советским Союзом. В течение
Второй мировой войны, финским правительством были заказаны примерно
25 000 немецких шлемов модели М 35 и М 40 и 20 000 шведских М 37.
Дополнительно 24 282 шлема были заказаны летом 1943 года в Германии.
Основная часть полученных шлемов были модели 1942 года. Еще одна
заказанная партия немецких шлемов была получена Финляндией в 1944
году, но количество прибывших шлемов не установлено.
Помимо
вышеуказанных моделей стальных шлемов, в финской армии использовалось
порядка 20 000 советских стальных шлемов СШ 36 и СШ 40, захваченные
в качестве трофеев, эти шлемы были распределены в тыловые и вспомогательные
части, а так же в подразделениях береговой артиллерии, противовоздушной
обороны и т.п.
Таким образом, финская армия была экипирована 19 (!) различными
моделями стальных шлемов, что безусловно не устраивало командование.
Такая анархия в экипировки вооруженных сил была недопустима. После
окончания Второй мировой войны количество моделей стальных шлемов,
которыми была экипирована финская армия было резко сокращено. В
армии было оставлено порядка 65 000 наиболее хорошо сохранившихся
германских (М 35, М 40, М 42) и венгерских (М 37) шлемов, и порядка
6 000 шведско-финских шлемов М 37 (М 40). До 1962 года предприятие
Wartsila Oy продолжало выпуск и поставку в финские вооруженные силы
шлемов М 40.
При подготовке раздела использовались следующие материалы:
1."Teraskypara soumen puolustusvoimissa", Stig Roudasmaa,
Sotamuseon julkaisuja 1/1997.
2. "Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours"
Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.
В разделе представлены фотографии из фондов Военного музея
г. Хельсинки. Выражаем благодарность Меркушеву Антону за
помощь в подготовке материалов.
Вернуться в основной каталог
|