M 15 (Каска Адриана модели 1915)
С самого начала Первой мировой войны французская армия несла большие людские потери. Большой процент смертности среди солдат был из-за ран головы от пуль и осколков. Использование в войне более совершенных образцов оружия увеличивало этот процент, что повлекло в свою очередь ускорение процесса создания боевого стального шлема. Несмотря на то, что во многих станах и раньше были попытки создания стального шлема, тем не менее, именно французы первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке, экипировав ими большую часть армии.
Первой и неэффективной попыткой обеспечить солдата средством пассивной защиты головы было введение защитного шлема "Cerveliere", представляющего собой стальную "шапочку" толщиной 0,5 мм полусферической формы, которая одевалась под кепку или другой головной убор. В качестве эксперимента была попытка использования итальянского стального шлема "Farina", но этот шлем был, отвергнут солдатами из-за своего веса и непрактичности. В процессе поиска решения создания нового шлема были рассмотрены проекты представленные Detaille, Batterie de Vincennes и Adrian. Все представленные проекты были схожи как внешне, так и по баллистическим характеристикам. Необходимость срочной экипировки пехоты, артиллерии, инженеров защитными стальными шлема вынудило верховное командование французской армии принимать быстрое решение. В результате был выбран проект автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан, который таким образом увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели. Так родилась самая знаменитая военная каска ХХ века, получившая официальное название "Каска Адриана модель 1915".
Каска Адриана была изготовлена из четырех частей, включающих в себя полусферический свод шлема, состоящий из двух частей козырек, расположенный как спереди, так и сзади, острые края козырька были окантованы, сверху размещался характерный гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие, и усиливающий защитные свойства шлема. Гребень крепился к своду шлема при помощи клепок или сварки. Каска изготавливалась из стали, толщиной 0,7 мм, процесс изготовления шлема включал в себя более 50 операций, третья часть из которых был отведена, на изготовление и установку гребня. Вес шлема составлял от 700 до 800 грамм, в зависимости от его размера, всего было три размера. Кроме того, незначительные различия были между формой гребня и способом его крепления.
Это возникало, прежде всего, из-за отсутствия единой технологии у всех фабрик, которые были заняты в производстве касок. Подшлемник изготавливался из кожи и состоял из 6-7 кожаных язычков, скрепленных в верхней части шнуром. Подшлемник крепился посредством его закрепления с одновременным закреплением четырех гофрированных алюминиевые полосок, гарантирующих вентиляцию и расположенных в передней, задней и боковых частях шлема на специальных стяжных скобах, которые в свою очередь припаивались к своду шлема с внутренней стороны, скобы также использовались для закрепления подшлемника. Подбородочный ремень темно коричневого цвета или черного цвета, шириной 0,5 см изготавливался из лошадиной кожи, что способствовало предотвращению его деформации от влажности. Длинна подбородочного ремня регулировалась квадратной стальной пряжкой.
Характерной чертой каски Адриана, распределенной во французской армии было наличие фронтальной эмблемы, причем каждому роду войск соответствовал свой особенный символ, (см. таблицу эмблем) единственно, что их объединяло это изображение литер RF - Республика Франция.
Изначально шлемы окрашивались в голубой или синий цвет. Шлемы, предназначенные для войск Северной Африки окрашивались в песочный цвет. На фронте солдаты иногда наносили на шлем некое подобие камуфляжа, а так же использовали регламентные чехлы из ткани серого цвета.
Несмотря на невысокие защитные свойства, каска Адриана оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 касок Адриана. Кроме Франции каска Адриана была принята Бельгией, Италией, Грецией, Польшей, Румынией, Россией, Сербией, Чехословакией, Мексикой, Бразилией, США, Болгарией и многими другими странами.
После окончания Первой мировой войны французское правительство приняло решение учредить специальную награду для ветеранов войны. Указом от 18 декабря 1918 года учреждается "каска сувенир", которая представляла собой регламентную каску Адриана на переднем козырьке которой располагалась латунная пластина с памятной надписью "Sоldat de la Grand Guerre 1914 - 1918" "Солдат Великой Войны 1914 - 1918", на пластину также наносилось имя ветерана.
Таблица эмблем
|
|
|
|
|
Пехота
|
Артиллерия
|
Стрелки
|
Авиация
|
|
|
|
|
Инженеры
|
Колониальные
войска
|
Военная
медицина
|
Танкисты
|
|
|
|
|
Войска
Северной
Африки
|
|
|
|
M 26
В конце Первой мировой войны после обобщения практики применения
как французской, так и другими армиями стальных шлемов и выявления
недостатков каски Адриана, возникает необходимость в усовершенствовании
принятой во французской армии каски Адриана модели 1915. Несмотря
на то, что этот вопрос неоднократно прорабатывался всевозможными
комиссиями никаких изменений до середины 20-х годов так и не произошло.
В
1926 году появляется усовершенствованная модель каски Адриана. Защитные
характеристики шлема модели 1926 года по сравнению с М 15 были улучшены,
в результате чего увеличился вес каски, она стала весить около 1000
грамм в зависимости от размера (всего было три размера, как и в
предыдущей модели). Форма шлема стала более округлой по сравнению
с моделью 1915 года. Кроме того, упростилась технология изготовления
шлема, шлем изготавливался из двух частей - непосредственно раковины
шлемы и характерного гребня придающего шлему дополнительное усиление
и прикрывающего вентиляционное отверстие. В отличие от каски модели
1915 года, которая изготавливалась из стали, модель 1926 года изготавливалась
из более прочного сплава стали и марганца. Значительные изменения
затронули и подшлемник. В модели 1926 года подшлемник состоял из
шести лепестков соединенных в верхней части шнуром. Подшлемник изготавливался
из достаточно грубой кожи светлого цвета либо из темной ткани пропитанной
воском. Система крепления подшлемника существенно отличалась от
модели 1915 года. В новой модели шлема подшлемник крепился к каждому
из четырех Т-образных держателей с помощью пары зажимов пришитых
соответственно к каждой из четырех сторон подшлемника к войлочной
подкладке. Каждый из Т-образных держателей крепился к шлему двумя
клепками. К боковым держателям были прикреплены прямоугольные кольца,
которыми крепился подбородочный ремень. Подбородочный ремень оставался
такой же, как и на модели 1915 года.
В
1937 году происходит замена фронтальных эмблем. Старые контурные
эмблемы модели 1915 года заменялись новыми, которые представляла
собой круг с рельефным изображением в центре гренады с литерами
RF для пехоты, или символа другого рода войск. Новые эмблемы постепенно
заменяли контурные эмблемы образца 1915 года и на протяжении Второй
мировой войны в армии применялись оба типа фронтальных эмблем. Большое
количество шлемов модели 1926 года было закуплено испанским правительством
в период гражданской войны 1936-1939 годов и использовались для
снаряжения интернациональных бригад.
Шлемы окрашивались в регламентный синий цвет или в цвет хаки. Так
же как и в предыдущей модели для М 26 были предусмотрены регламентные
чехлы серого цвета. Шлем этой модели использовался до начала 50-х
годов, наравне с армией шлем использовался жандармерией и пожарными.
Таблица эмблем
|
|
|
Пехота
|
Военная медицина
|
Колониальные войска
|
|
|
|
Авиация
|
Пехота
|
Инженеры
|
При подготовке раздела использовались материалы книги:
"Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours"
Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.
"Combat helmets of the world", P. Marzetti, 1996;
"Les casques de l'armee francaise. De 1915 a 1945"
F. Bruyelle 1997
В разделе представлены фотографии из фондов Музея армии,
Париж, Франция.
Вернуться в основной каталог
|