M 15/16
Итальянский солат в каске Адриана без фронтальной эмблемыПосле неудачной попытки введения в войсках шлема Farina, который не мог использоваться в массовом порядке из-за своего веса (от 1700-2500 гр.). Итальянское правительство разместило во Франции заказ на изготовление 1 800 000 единиц касок Адриана модели 1915 (фактически было поставлено 1 600 000 единиц). Таким образом, первые партии касок Адриана поступившие из Франции на передовые позиции итальянкой армии в конце 1915 года были окрашены в традиционный синий цвет и имели французскую фронтальную эмблему с литерами RF. В дальнейшем, шлемы поставляемые для итальянской армии, окрашивались в серо-зеленый цвет темного оттенка и не имели какой-либо накладной фронтальной эмблемы.
Вследствие разгоравшейся войны постепенно стали возникать трудности с дальнейшей поставкой шлемов из Франции. Данное обстоятельство подвигло в 1916 году итальянское правительство на переход к производству собственного шлема на базе каски Адриана.
Шлем М 15-16 в защитном чехлеИтальянский шлем, в отличие от французского прототипа изготавливался из двух частей, непосредственно шлема и гребня, что немного повысило баллистические характеристики шлема. Кроме того, это упрощало и удешевляло технологию его производства, позволяя тем самым в сжатые сроки обеспечивать потребности армии. Общий вес шлема составлял около 750 грамм, толщина стали 1мм. Однако общие защитные свойства шлема оставались не высокими. Были попытки усиления шлема посредством размещение во фронтальной части шлема бронированной пластины, однако этот опыт был признан неудачным.
Итальянские солдаты в касках Адриана с фронтальной эмблемойПодшлемник, установленный на итальянском шлеме полностью был скопирован с французского, и представлял собой 6-8 кожаных лепестков, хотя в последние годы войны кожа не редко заменялась вощеной тканью, скрепленных в верхней части шнуром. Подшлемник крепился с помощью четырех стяжных скоб, припаянных изнутри к каждой стороне шлема. К усам крепились алюминиевые гофрированные ленты, по французскому образцу, обеспечивающие вентиляцию. Подбородочный ремень так же был скопирован с французской каски, изготавливался из кожи, окрашенной в черный цвет. Однако с 1921 года подбородочный ремень стали окрашивать в серо-зеленый цвет. Новый шлем был утвержден приказом главнокомандующего № 4542 от 24 апреля 1916 года и получил классификацию М 1915 шлем Липпманна ( Lippmann ). Так же этот шлем еще известен как М 15/16.
Итальянский генерал вручает награду офицеру в шлеме М 15-16Изначально не было предусмотрено размещение на шлеме каких-либо эмблем. Этот порядок был введен приказом №12720 от 15 июля 1916 года. В соответствии с приказом было установлено обязательное размещение на фронтальной части шлема эмблемы рода войск. Так в частности, на пехотной эмблеме указывался номер полка. Четыре первых кавалерийских полка (Ницца, Пьемонт Реале, Савойя и Генуя) имели эмблему в форме греческого креста. Однако в большинстве случаев на практике это привело к всплеску солдатской самодеятельности, и каждый воин рисовал на шлеме ту эмблему, которая ему больше нравилась. Только в 1925 году был введен четкий регламент нанесения войсковых эмблем на фронтальную часть шлема. Берсальеры закрепляли на шлемах плюмаж из петушиных перьев, а альпийские стрелки традиционное петушиное перо. В конце войны стали появляться маскировочные чехлы из серой ткани.
Шлем берсальераС 1921 года шлемы итальянской армии стали окрашивать в серо-зеленый цвет светлого оттенка. Этот цвет оставался регламентным до 1940 года. Участники полувоенных фашистских подразделений окрашивали шлемы в черный цвет.
В 1923 году появился шлем из алюминия, который использовался офицерами армии во время парадов. Так же алюминиевый шлем мог использовать всевозможными полувоенными формированиями.

M 15/16
M 15/16
M 15/16
     
M 15/16

M 33
Муссолини в каске М 33В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адрина модели 1915 и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновило итальянское правительство на создание собственного стального шлема.
Первая экспериментальная модель появилась в 1931 г. Внешне этот шлем очень сильно напоминал шлем римских легионеров, потомками которых, несомненно, были солдаты армии Муссолини. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако данный шлем стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался регламентным шлемом итальянских вооруженных сил вплоть до 80-х годов.
Новый шлем имел официальную маркировку "Шлем стальной модели 1933 года". Официально шлем был введен циркуляром от 29 ноября 1934 года. Поставки шлема этой модели в армию начались в 1937 году.
Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперед форму, гарантируя силуэту итальянского солдата узнаваемость и придающий отдаленную схожесть с легионером древнеримской армии.
М 33Шлем изготавливался из сплава стали и никеля (были так же шлемы, изготовленные из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции), вес шлема составлял 1100-1200 грамм в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Всего было три размера шлема 1-й (59-61), 2-й (57-58), 3-й (55-56). Размер шлема указывался на подшлемнике. Подшлемник изготавливался из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена тканью пропитанной воском) и состоял из восьми язычков скрепленных в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. Характерно, что шлемы, изготовленные в военный период имели одну вертикальную строчку и две горизонтальные, а в послевоенный период горизонтальные строчки были соединены дополнительной строчкой по диагонали, образуя букву "Z". Цвет кожи подшлемника мог быть от темно-коричневого до белого. Подшлемники, изготовленные после войны, были желтоватого цвета. Подшлемник имел достаточное количество отверстий, обеспечивающих хорошую вентиляцию. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Крепление подшлемника было нестандартным и вполне оригинальным для стальных шлемов того времени. Кожаная полоска крепилась к двойному обручу, а точнее к его нижней части, которая не прикасалась к шлему, тем самым, обеспечивая хорошую амортизацию при ударах, а так же циркуляцию воздуха. Второй обруч, крепился к раковине шлема с помощью трех специальных клепок с вентиляционными отверстиями, расположенными по периметру шлема. Межу собой обручи были соединены с помощью пяти вертикальных металлических полос.
М 33 Характерно, что шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке имели дополнительное, четвертое, вентиляционное отверстие. Кроме того, дополнительное отверстие во фронтальной части имели шлемы, распределенные в подразделения, не принимавшие непосредственного участия в сражениях (автомобильные части, интенданты, штабные работники, противовоздушная оборона и т.п.). Подбородочный ремешок изготавливался из кожи, окрашенной в серо-зеленый цвет, и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застежкой и крепился с помощью прямоугольных колец. Застежка и кольца, окрашивались в такой же цвет что и шлем. Подбородочный ремень, установленный на послевоенных образцах шлема изготавливался из ткани, при этом его длинна, регулировалась с помощью передвигаемой пряжки, кроме того, после войны подбородочный ремень крепился с помощью "D" - образных колец.
БерсальерыВ разное время итальянский шлем модели 1933 года окрашивался в разные цвета. С 1936 до 1940 год шлем окрашивался в серо-зеленый цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год шлем окрашивали в серо-зеленый цвет только темного оттенка, с 1947 года шлемы окрашивались в цвет хаки, который с начала 50-х годов, был заменен на оливковый цвет. Шлемы чиновников и полиции окрашивались в черный цвет. Нередко в боевых условиях на шлемы наносился камуфляж, а так же использовались регламентные защитные чехлы. В итальянской армии на фронтальную часть шлема наносились эмблемы родов войск. Однако в период войны нанесение эмблем стало необязательно в связи с общим беспорядком, творившимся в то время в армии. С 1944 года в армии появляются декали. В 1968 году фронтальные эмблемы были отменены окончательно. Иногда солдатами применялись регламентные чехлы из ткани.
Шлемы берсальеров традиционно были украшены плюмажем из черных петушиных перьев. Альпийские стрелки так же крепили к шлему петушиное перо, служившее их отличительным знаком.
Альпийские стрелки с характерными перьямиШлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период Гражданской войны 1936-1939 годов, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1940 года.
Стальной шлем модели 1933 года зарекомендовал себя как полноценный и качественный боевой стальной шлем, который оставался на вооружении итальянской армии до 80-х годов, когда стали появляться новые более современные и практичные модели шлемов.

M 33
M 33
M 33
M 33
M 33
M 33 Африка
M 33

 

 

M 33
M 33
M 33
M 33
M 33
M 33


 

M 33 послевоенный

M 33 послевоенный
M 33 послевоенный

 

Таблицы войсковых эмблем
Таблицы эмблем итальянской армии
Таблицы эмблем итальянской армии

При подготовке раздела использовались материалы книг:
"Las Brigadas Internacionales" Michel Lefebvre, Remi Skoutelsky LUNNWERG editors 2003.
"Combat helmets of the world", P. Marzetti, 1996.
Так же выражаем благодарность за предоставленные материалы Joseba Revuelta www.cascoscoleccion.com

Вернуться в основной каталог

 
На главную страницу На главную страницу