Mк 1
Наравне
с шлемом образца 1916 года в португальской армии использовался английский
стальной шлем Mk I. Прежде всего это было связано с тем, что протугальский
шлем М 16 не обеспечивал достаточной защиты соладата. Второй причиной
введения в экипировку солдат английского стального шлема была экономическая
отсталость Португалии в связи с чем, португальские вооруженные силы
были зависимы в поставках от Великобритании. Объктивно английский
стальной шлем был более совершенным по сравнению с французской каской
Адриана.
Шлем Mk I использовался в португальской армии до 1940 г., когда
был введен новый стальной шлем. Шлемы, поставляемые в португальскую
армию, ничем не отличались от шлемов, которыми экипировалась британская
армия. Окрашивались шлемы в серый или серо-зеленый цвет.
Начиная с 1930 года в португальском шлеме Mk I подшлемник британского
образца был заменен на более современный и удобный девятилепестковый
кожанный подшлемник португальского производства.
После введения в 1940 году армейского шлема нового образца, шлемы
Mk I были переданы силам гражданской обороны (Гражданской территориальной
защиты). На шлемы переданные подразделениям гражданской территориальной
защиты наносилась круглая декаль с изображением португальского креста
и литер D. K. T.
М 16
Португальский
стальной шлем этой модели был создан в 1916 году перед отправкой
португальского военного корпуса на войну с Германией. При разработке
шлема, инженерами за основу был взят португальский шлем XV века.
Однако экономическая отсталость и техническая немощь Португалии
не позволили наладить полноценное производство стальных шлемов у
себя в стране, в связи, с чем основная масса шлемов производилась
в Великобритании, вечный мир с которой Португалия заключила в XV
веке.
Внешне М 16 отдаленно напоминал британский шлем Mk I, однако во
многом отличался от него, как формой так и весом, типом и способом
крепления подшлемника. Характерной чертой португальского шлема была
ребристая поверхность раковины шлема, это было сделано в расчете
на большее сопротивление такой поверхности ударам. Однако качество
стали и ее толщина (1,8 мм), а так же вес шлема (580 грамм), позволяют
усомниться в том, что такой шлем сколько-нибудь серьезно мог защитить
голову солдата.
Подшлемник М 16 представлял собой кожаную полоску шириной четыре
с половиной сантиметра, к которой пришивалась ткань, покрывающая
свод шлема, между подшлемником и стенками шлема прокладывались небольшие
кусочки пробкового дерева, служащие амортизаторами. Интересно, что
подшлемник пришивался (!) к шлему нитками через специальные отверстия,
расположенные на поверхности шлема по всему периметру. Кроме того,
в отличие от Mk I, на поверхности М 16 с правой и левой стороны,
располагались вентиляционные отверстия. Подбородочный ремень изготавливался
из кожи и состоял из двух частей шириной 0,5 см, скрепляемых пряжкой
(к сожалению на представленном шлеме подбородочный ремень не сохранился).
Окрашивался шлем в зеленый, серо-зеленый цвет и цвет хаки.
Зависимость от Англии в изготовлении шлемов во многом сказалось
на трудности снаряжения ими войск, поэтому после поступившего от
английского правительства предложения, перейти на экипировку армии
английскими шлемами Mk I, португальское правительство быстро согласилось.
Шлемы этой модели наравне с Mk I, использовались португальской армией
до принятия в 1940 году шлема новой модели. После чего ими экипировались
вспомогательные подразделения и отряды гражданской обороны.
Повторное боевое крещение М 16 получил во время Гражданской войне
в Испании 1936-1939 г.г. Шлемами этой модели были экипированы отряды
португальских добровольцев, участвовавших в войне. В качестве знака
различия они наносили на фронтальную часть шлема изображение желтого
креста.
M 40
В
начале 30-х годов, к власти в Португалии приходит Антонио Салазар.
К этому моменту в португальской армии использовался шлем модели
1916 года, а так же, английский шлем Mk I, принятый в португальской
армии еще во время Первой мировой войны. Учтя опыт использования
стальных шлемов в период гражданской войны в соседней Испании в
Португалии в 1940 г. появляется новый стальной шлем - М40.
Шлем имел внешнее сходство с испанским шлемом модели 1921 года -
М 21. М 40 изготавливался из стали, и весил около 1250 гр. В передней
части шлема с правой и левой стороны расположены вентиляционные
отверстия. Подшлемник состоит из трех кожаных двойных язычков, имеющих
по шесть вентиляционных отверстий, а так же два отверстия для шнура,
скрепляющего лепестки подшлемника в верхней части, с обратной стороны
язычков установлены амортизационные подушечки набитые конским волосом.
Подшлемник закреплялся на стальном обруче, который в свою очередь
крепился к шлему припаянными скобами. Подбородочный ремень изготавливался
из кожи и имел две латунные пряжки. Характерно что, латунные пряжки
устанавливались на шлеме только модели М40, на последующей модели
- М40/63 таких пряжек не было. Крепление подбородочного ремешка
к шлему осуществлялось с помощью двух прямоугольных стальных колец.
Окрашивался шлем в светло-зеленый цвет.
Нейтралитет принятый Португалией во время Второй мировой войны не
позволил пройти боевое крещение новому шлему. Уже после окончания
Второй мировой войны во время многочисленных колониальных войн которые
вела Португалия шлем был испытан в бою. Шлем этой модели достаточно
продолжительное время использовался в Португальской армии, в 1963
году он был немного модернизирован. Для шлема модели М40/63 характерен
более дешевый в изготовлении ленточный подшлемник, отдаленно напоминающий
американский подшлемник, устанавливаемый на касках М 1. Кроме того,
подбородочный ремень в этой модели шлема был заменен на матерчатый,
а латунные пряжки заменены на застежку-крючок.
При подготовке раздела использованы материалы книги: "LA LYS
1918", Mendo Castro Henriques, Lisboa, Prefacio, 2001.
Вернуться в основной каталог
|