M 21
Несмотря
на нейтралитет, занятый Швецией в Первой мировой войны, в 1917 году
Генеральный штаб шведской армии начал изучать возможность создания
собственного стального шлема для экипировки солдат. К 1921 году
из множества экспериментальных моделей был окончательно выбран и
утвержден первый шведский стальной шлем, это была модель 21 (М 21).
В 1922 году в армию поступили первые партии шлемов. Существовало
два типа шлема этой модели М 21/16 и М 21/18. Единственным отличием
М 21/18 от шлема предыдущей модели были более покатые края шлема.
Шлем M 21/16 можно считать, первым стальным шлемом, принятым официально
в шведской армии в современной истории. Производство шлемов этой
модели было непродолжительным, достаточно быстро он был заменен
образцом М 21/18.
М
21 изготавливался из прочной стали толщиной 2,25 мм, и весил около
1200 грамм. Внешне, форма М 21 напоминала перевернутую лодку. Во
фронтальной части шлема располагалась эмблема в форме щита с рельефным
изображением трех корон, которая припаивался к шлему. Нижний край
шлема имел небольшой бортик. Для всех моделей шведских стальных
шлемов характерно отсутствие вентиляционных отверстий. Подшлемник
состоял из трех двойных кожаных язычков, в верхней части соединенных
шнуром. С внутренней стороны к кожаным язычкам коричневого цвета,
крепились мешочки, набитые конским волосом. Кожаные язычки крепились
к алюминиевому обручу, который в свою очередь, крепился к шлему
с помощью трех клепок. Подбородочный ремень состоял из двух половин,
соединяющихся с помощью прямоугольной застежки. Каждая половинка
подбородочного ремня крепилась прямоугольными кольцами к специальным
держателям, которые в свою очередь были приклепаны к шлему.
Окрашивался шлем в темно-зеленый или серо-зеленый цвета. До 1940
г. с боку на шлем наносились декали - три золотых короны на синем
фоне.
Тип А
Тип B
M 26
Шлем
модели 1926 года (М 26) имел более упрощенный контур, чем у модели
1921 г. М 26 изготавливался из сплава стали, никеля и хрома, что
делало его более прочным. Характерно, что на М 26 не устанавливали
фронтальную эмблему, как на М 21. Вес шлема составлял около 1200
грамм в зависимости от размера, толщина стали 1,8 мм. В отличие
от М 21 у М 26 край основания шлема был острый. Подшлемник у этой
модели шлема, так же как и у М 21 состоял из трех двойных кожаных
язычков, с внутренней стороны к которым крепились мешочки набитые
конским волосом. В верхней части кожаные язычки через специальные
отверстия скреплялись шнуром. Однако в отличие от М 21 у этой модели
отсутствовал обруч, к которому крепился подшлемник, и кожаные язычки
крепились к шлему с помощью металлических пластин, не соединенные
друг с другом. Подбородочный ремень оставался такой же как на М
21, состоящий из двух половинок и скрепляющихся прямоугольной застежкой.
Окрашивался шлем в темно-зеленый или серый цвета, иногда по бокам
на шлем наносились декали с изображением трех золотых корон на синем
фоне. На протяжении Второй мировой войны шлем этой модели поставлялся
для армий Норвегии и Финляндии. М 26 изготавливался до конца 60-х
годов.
M 37
К
середине тридцатых годов возникла необходимость модернизации защитной
экипировки солдата шведской армии и создания нового стального шлема,
более современного и дешевого в производстве. Новый шлем получил
маркировку М 37. Шлем этой модели имел полусферическую форму. Его
вес составлял примерно 1100 грамм. Подшлемник М 37, так же как и
на предыдущих моделях состоял из трех двойных кожаных язычков, с
внутренней стороны к кожаным язычкам крепились амортизационные мешочки
набитые конским волосом или ватой. Крепились кожаные язычки, так
же как и на М 26 с помощью металлических пластин, не соединенных
друг с другом.
Так же не отличался от предыдущей модели и подбородочный ремень,
состоящий из двух частей, соединяющихся с помощью прямоугольной
застежки.
Окрашивался шлем в темно-зеленый или в темно-серый цвета. До середины
1941 года, а так же в послевоенный период на шлем наносилась декаль
с тремя золотыми коронами на синем фоне.
Наравне со шведской армией М 37 использовался в течение Второй мировой
войны армиями Финляндии, Дании, Норвегии, а так же странами прибалтийского
региона, позже вошедшие в состав СССР. В 1940 году в Финляндии было
начато лицензионное производство шлемов этой модели. В Финляндии
шлем получил маркировку М 40.
В Швеции М 37, в том числе в более поздних модификациях - 37/62
и 37/70 использовалась до конца 80-х годов, когда на смену стальным
шлемам пришли кевларовые аналоги.
При подготовке раздела использовались материалы книги:
"Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours"
Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.
При подготовке описания каски М37 использована информация с сайта
www.geocities.com/mil4sale.
Many thanks Stefan!
При подготовке раздела использованы материалы из фондов Военного
музея, г. Стокгольм.
Вернуться в основной каталог
|