Мк 1

Каска Адриана с британской генеральской эмблемойКак известно инициатива массового снаряжения армии стальными шлемами принадлежала Франции, начавшей в 1915 году выпуск и поставку в войска каски Адриана, следствием чего явилось значительное сокращение ранений головы среди солдат. В том же году пробная партия касок Адриана в количестве 500 штук была поставлена в армию Великобритании.
Одновременно с этим Британское Военное ведомство приступило к изучению вопроса создания собственного шлема, прежде всего потому, что англичан не удовлетворяли слабые защитные характеристики каски Адриана. В июле 1915 года был выбран один из представленных проектов. Интерес вызвал проект Джона Леопольда Броди (John Leopold Brodie). Дизайн шлема, представленный Броди, происходил из дизайна "армейской шляпы", которая использовалась англичанами в войнах XII-XIII веков, однако проект Броди был более адоптирован для использования в современной войне.
Brodie, типы А и BДля тестирования было представлено два типа шлемов: "А" и "В". Представленные образцы были практически идентичны и имели лишь небольшие внешние отличия. В результате проведенных испытаний был выбран тип "А", который получил официальное название "Образец стального шлема Броди, Военного ведомства" ("Brodie's Steel Helmet, War Office Pattern"). Изготовление первой партии шлемов в количестве 25000 штук было поручено предприятию "The Army & Navy Cooperative Society Ltd". Шлемы штамповались из легкой стали. Технология изготовления шлемов была очень простой. 850 шлемов могли быть изготовлены за один день. Однако начатое производство через некоторое время было приостановлено и возобновлено только в ноябре 1915 года, когда было принято решение использовать для производства шлемов сплав стали и марганца. Такой сплав обеспечивал лучшие защитные свойства шлема при относительно небольшом весе. С начала производства и до июля 1916 года было выпущено более миллиона шлемов, которые были отправлены на передовую во Францию.
На шлеме солдата металлическая эмблема Королевского артиллерийского полкаПосле внедрения в 1916 году незначительных технических усовершенствований в технологию производства шлемов (улучшилась вентиляция подшлемника, усовершенствовали подбородочный ремень, стали применять матовую краску с добавлением песка для окраски шлемов, улучшилась обработка края шлема) была получена окончательная версия британского боевого стального шлема. Новый шлем получил название "Шлем стальной Мk I" ("Helmet Steel Mk I"). Шлем изготавливался из сплава стали и марганца (именно по этому первые английские шлемы почти не магнитятся), и имел только один размер. Толщина стали 0,9 мм, вес шлема составлял 950 грамм. В шлем устанавливался подшлемник из вощеной ткани, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника. Подшлемник крепился с помощью одной клепки расположенной в центральной части купола шлема. К куполу шлема с внутренней стороны крепилась хлопковая антисептическая подкладка, предназначенная для впитывания пота. Подбородочный ремень состоял из двух частей: первая крепилась под сводом, той же клепкой что и подшлемник, а вторая часть закреплялась на полях шлема с помощью прямоугольных колец. Длинна подбородочного ремня регулировалось прямоугольной пряжкой.
Шлемы окрашивались в цвет хаки иногда в полевых условиях на них наносился камуфляж, позднее шлемы вспомогательных частей окрашивали в черный или темно-синий цвета. С 1916 года при окрашивании шлемов в краску добавлялся песок, что бы устранить не нужный блеск. Кроме того, было предусмотрено использование регламентных матерчатых чехлов серого цвета. В армии часто рисовали на шлемы эмблемы частей, некоторые полки имели даже металлические эмблемы.
Cruise 1С сентября 1915 по февраль 1919 года было изготовлено около 7 000 000 шлемов этой модели. В эту цифру включены так же шлемы, поставленные в страны Британского содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка и другие), а так же в Соединенные Штаты Америки, которые, купив 1 5000000 единиц шлемов, скоро начали их собственное производство, точно копируя английскую модель. Кроме того поставки шлемов Mk I осуществлялись в Португалию, Норвегию, Данию и другие страны.
В июне 1916 года в Департаменте снабжения был создан Комитет защиты глаз. Королевский армейский медицинский корпус (RAMC), который возглавлял капитан Ричард Круз, сразу после образования комитета предложил программу защиты глаз (артиллеристов, сигнальщиков и т.п.).
Cruise 2 Этот проект был сразу испытан и получил название Круз 1 (Cruise I). После производства 229864 единицы шлемов защищающих глаза, образец этого шлема был признан не эффективным, что повлекло создание новой версии шлема защищающего глаза - Круз 2(Cruise II). К сожалению никаких удовлетворительных способов защиты глаз не было найдено до окончания войны. Различными конструкторами было так же предложено несколько вариантов, включая варианты с тройным остеклением. Французский изобретатель Дунанд (Dunand) предложил свою собственную систему. Однако ни один из вариантов принят не был.Проект Дунанда
В конце 1937 года Британское Военное ведомство решило модифицировать Mk I. Новые шлемы стали полностью не магнитные. Так же был модифицирован подшлемник, подбородочный ремень и крепление подшлемника. Новая модификация шлема была названа Mk I*.

Мк 1
Мк 1
Мк 1
     
 
Мк 1
 

Майор Уинстон Черчилль во Франции сентябрь 1915 года.
Офицеры Лондонского полка 56-го дивизиона
Mk 1

Солдаты собственного королевского полка Королевы Великобритании
Солдаты в шлемах Броди
Солдаты в шлемах Mk I с регламентными чехлами.

Образцы опозновательных знаков наносимых на Mk I в британской армии.

Пулеметный корпус
Королевские гусары
58 лондонский дивизион
Пулеметный корпус
Королевские гусары
58 лондонский дивизион
Южный дивизион 1919-1920
Уорсестерширский полк
63 бригада 21-го дивизиона
Южный дивизион 1919-20
Уорсестерширский полк
63 бригада 21-го дивизиона
Шропширская Королевская легкая пехота
Королевские военно-морские механизированные
Шропширская Королевская легкая пехота
Королевские военно-морские механизированные части
     

Mk II
В 1937 в Великобритании начинается перевооружение и переоснащение армейских подразделений. В то же время Министерство обороны разместило заказ на создание нового стального шлема. К тому времени не только военные, но и Министерство внутренних дел, а так же пожарные нуждались в принятии нового шлема, но ни одно из ведомств не могло самостоятельно финансировать разработки. В связи, с чем было принято решение о совместном финансировании разработок и изготовления нового шлема.
В 1938 году появилась раковина нового шлема, и стали известны основные характеристики новой модели. И уже 21 июня 1939 новый шлем был официально утвержден и сразу же запущен в производство. Новый шлем сохранял общие черты и форму Mk I, однако он был меньше по диаметру. В стальной сплав, из которого изготавливался Mk II, так же добавлялся марганец. Вес шлема составлял около 1000 грамм. Mk II изготавливался в одном размере. Размер подшлемника определялся от 6 ? до 7 ?.
Новый тип подшлемника (официально определенный как подшлемник Mark II) установленный на шлеме Mk II имел ряд принципиальных отличий, и основное было, это его крепление к своду шлема посредством так называемого кельтского креста - двух перекрещенных дуг закрепленных в нижней на обруче подшлемника, а на перекресте закрепленных с помощью винта к верхней точке свода шлема. Материал подшлемника - вощеная ткань, так же прикрепленная к обручу. На перекрестье закреплялась амортизационная крестообразная каучуковая накладка. Четыре лепестка подшлемника в верхней части скреплялись шнуром. В качестве амортизаторов между подшлемником шлемом устанавливались четыре каучуковых бруска. Новый подшлемник был более гигиеничен, обеспечивал хорошую вентиляцию, имел высокие амортизационные характеристики и, кроме того, он достаточно просто регулировался по размеру.
Подбородочный ремень так же имел существенное отличие от предыдущей модели. Прежде всего, он изготавливался из плетеной ткани, был эластичным и состоял из двух частей скрепленных прямоугольной пряжкой. Подбородочный ремень зацеплялся посредством двух прямоугольных колец за скобы, приклепанные к краям шлема.
Окрас шлема изменялся в зависимости от времени года и условий местности, в которой он использовался. Как правило, шлемы окрашивались от серо-зеленого цвета и хаки до песочного. На английских предприятиях в разное время шлемы окрашивали по разному. Так в 1938-1939 г. шлемы окрашивались в серо-зеленый цвет. В 1939-1941 г. в цвет хаки, и в 1941-1944 г., в темно-зеленый цвет.
На шлемы часто наносился камуфляж. Кроме того, в британской армии широкое распространение получили маскировочные сети, закрепленные на шлеме, в которые вставлялись ветки, сено, лоскуты ткани и т.п. Иногда солдаты под этими сетками носили бинты. Существовала практика нанесения на шлемы эмблем полков.
Официально этот шлем оставался в британской армии до 31 марта 1943 года, когда он был заменен новым шлемом - Mk III. Фактически производство шлемов Mk II было прекращено только в 1944 году. Общее количество шлемов этой модели произведенных с 1938 по 1944 годы составило, около 12 000 000 штук без учета шлемов произведенных в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Канаде и Гонконге (Австралия изготовила 1 940 000 шлемов маркированных Mk III, Новая Зеландия 60 000, Индия 632 700, Южная Африка 2 561 233, Гонконг 25 000 шлемов).
Шлем этой модели присутствовал на всех театрах военных действий: в Европе, Африке и Юго-Восточной Азии, 50 000 шлемов Mk II было поставлено по лэнд-лизу в СССР, кроме того, этими шлемами экипировались солдаты Ирландии, Греции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Турции, свободной Польши и других стран.
Большое количество шлемов этой модели было изготовлено для Министерства внутренних дел, но с началом войны для удовлетворения потребностей армии большая часть из этих шлемов была передана Министерству обороны.
Не смотря на неоднократные попытки замены этого шлема новыми моделями, британские солдаты были экипированы шлемами Mk II на протяжении всей Второй мировой войны, а так же продолжали их использовать после ее окончания, пока старые шлем не были окончательно вытеснены шлемами Mk III и Mk IV.

Mk II
Mk II
Mk II
     
 
Mk II
 

Британские солдаты в касках Mk II. На каски нанесен характерный камуфляж
Солдат пожарной комнды в шлеме Mk II Нормандия 1944 год
Солдаты Манчестерского пехотного полка с нанесенными на шлемы Mk II эмблемами
     
Британцы в касках Mk II
Солдаты в шлемах Mk II
Солдаты вспоммогателього корпуса в касках Mk II Нормандия  1944 год

Mk III
Регламентный шлем Mk II был создан для траншейной войны. В большей степени этот шлем обеспечивал защиту солдата, находящегося в траншее во время артобстрела или воздушного налета. Однако исходя из современной ситуации на тот момент, так называемая траншейная тактика не имела широкого распространения, солдаты постоянно находились в движении. В новой ситуации шлем Mk II в недостаточной степени обеспечивал защиту затылка, шеи, ушей. К тому же появление новых шлемов, в особенности у американцев подчеркивало моральное устаревание силуэта британского солдата в шлеме Mk II. Эта ситуации способствовала созданию в октябре 1940 года BPK (Body Proction Committee) учрежденного лучшими медицинскими экспертами, представителями Министерства обороны, Министерства снабжения, а так же ведущими военными инженерами и учеными (в марте 1941 года комитет был переименован в Military Personnel Research Committee (MPRC). Его первой и единственной целью было изучение практики использования стальных шлемов.
Британский огнеметчик в шлеме Mk III11 ноября 1940 года BPK был подведен итог проведенных исследований, которые показали необходимость срочной замены шлема Mk II. Однако экономические трудности усложняли выполнение данной задачи. В связи с чем, Генеральным штабом стал рассматриваться вопрос усовершенствования шлема Mk II. В числе прочих вариантов был рассмотрен проект профессора Цукермана, эксперта Британского военного госпиталя Оксфорда, предложившего для большей защиты шеи опустить задний козырек шлема на 25,5 мм примерно как у немецких шлемов. Однако этот проект не был принят из-за сложного и достаточно дорогого производства. Вследствие чего были начаты новые исследования. Перед разработчиками были поставлены четкие задачи: шлем должен иметь наклонные поверхности; иметь достаточное пространство между подшлемником и шлемом для обеспечения вентиляции (минимум 12,7 мм); позволять использовать телефон или рацию; солдат в шлеме должен иметь легко узнаваемый силуэт; на шлем должен устанавливаться подшлемник Mk II; шлем должен позволять использовать противогаз.
Георг VI и канадский офицер в шлеме Mk IIIВ апреле 1941 года был выбран прототип шлема, который наиболее подходил под заявленные требования. По сравнению с Mk II новый шлем улучшал общую защиту на 12 %, боковую защиту на 15% при вертикальном попадании осколка на 11%. Вес шлема составлял около 1200 грамм. Шлем Mk III имеет более вытянутую форму чем Mk II, закрывая затылок. За характерную форму среди солдат этот шлем был прозван "Turtle back" - спина черепахи. На шлеме был установлен подшлемник Mk II немного измененной, вытянутой, формы, он закреплялся при помощи винта к верхней части купола. Материал подшлемника оставался тот же - вощеная ткань. Между подшлемником и шлемом прокладывались четыре небольших каучуковых бруска, обеспечивающих амортизацию. Шлем изготавливался одного размера, при этом размер подшлемника определялся от 6 ? до 7 ?. На шлеме был установлен новый тип подбородочного ремня (тип Mk III или Mk IIIa), представлявшего собой целостную эластичную ленту шириной 2 см. Подбородочный ремень крепился с помощь двух прямоугольных колец, закрепленных в скобах, приклепанных в свою очередь к шлему.
Шлемы Mk III окрашивались в темно-зеленый цвет, но в боевых условиях шлемы перекрашивали в цвета соответствующие местности, кроме того мог наноситься камуфляж. Так же как и на Mk II на данном шлеме использовалась камуфляжная сетка.
03 июля 1941 года шлем был принят для экипировки британской армии с официальным названием Hemet Steel Mark III. Пробная партия в 500 шлемов была отправлена на фронт для проведения испытаний. Первые отзывы не были лестными. Кроме большого веса (тяжелее Mk II на 150 грамм) указывалось на схожесть его с вражескими шлемами. Пока принималось решение о начале производства шлема Mk III в войну вступили США, принявшие к тому моменту новый шлем М 1.
Британское командование всерьез стало рассматривать возможность закупки американских шлемов для своей армии. Однако правительство США смогло гарантировать начало поставок не ране 1943 года. Несмотря на это Армейский совет в июле 1942 года, принял решение о принятии в качестве защитной экипировки головы британских солдат американского шлема М 1. останавливая при этом производство Mk III. Однако это решение встретило жесткую критику MPRC который представил большое количество претензий к американскому шлему, и настоял на сохранении производства английской модели шлема. В частности американский шлем невозможно использовать радистам и телефонистам, он не покрывает затылок, для изготовления шлема требуется особая сталь, на английских предприятиях нет оборудования, способных делать такую глубокую штамповку, кроме того, в Англии нет опыта изготовления подшлемника из пластика.
В декабре 1942 года Армейский совет принял окончательное решение о промышленном производстве шлемов Mk III. Однако массовое производство этих шлемов было налажено только спустя почти год. В ноябре 1943 года предприятие BMB (Briggs Motor Bodies Ltd) произвело 300 000 шлемов выйдя на объем 100 000 шлемов ежемесячно. В это же время был размещен заказ на производство шлемов Mk III на предприятии Rubery Owen & Co Ltd.
Однако шлемы этой модели не получили широкого распространения в британской армии до конца войны. Не многие подразделения получили этот шлем при высадке союзников в Нормандии. По прежнему широко распространенным оставался шлем Mk II. Уже после войны эти шлемы использовались на равнее с Mk IV постепенно вытесняя архаичные Mk II.

Mk III
Mk III
Mk III
     
Mk III
Mk III
 

Mk IV
Шлем Mark IV стал следующим шагом в эволюции британских шлемов. В мае 1943 года Военный совет принял решение адаптировать новый британский шлем для войны с Японией, так как стандартный шлем не был приспособлен к особенностям климата Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Кроме того, было решено что подшлемник на новом шлеме должен быть съемным, что бы, во-первых, шлем можно было легко использовать для переноски воды, и, во-вторых, для лучшего обеспечения санитарных условий солдата.
Британские солдатыв шлемах Mk IV в Корее  1952 годВ декабре 1943 года британская военная промышленность приступила к производству оружия и экипировки с учетом условий ведения войны на Дальнем Востоке. В марте 1944 года компания BMB (Briggs Motor Bodies Ltd) представила проект шлема Mk III с подшлемником из картона и смолы, однако этот проект был отвергнут. Следующий проект шлема был представлен этой компанией в сентябре 1944 года. Новый проект предусматривал простое закрепление и снятие подшлемника, при помощи быстросъемного устройства "Lift the dot". В качестве амортизаторов использовались семь каучуковых брусков треугольной формы, так же крепление подбородочного ремня было установлено ближе к краю, что упрощало его регулировку, а так же уравновешивало центр тяжести шлема при наполнении его водой. Форма шлема была немного изменена, почти полностью были удалены поля, остававшиеся на Mk III как напоминание о Mk II. Подбородочный ремень не был эластичным, как на Mk III. Сделанные изменения имели цель обеспечить максимальное удобство для транспортировки воды, а так же легкой замены изношенного подшлемника. Шлем окрашивался в темно-коричневый цвет с добавлением песка (с 50-х годов шлемы Mk IV окрашивали в темно-зеленый цвет). Новый шлем получил официальную маркировку Helmet Steel Mark IV.

Таким образом, внешними отличием шлема Mk IV от шлема Mk III являются:

Mark III
Mark IV
Ширина полей 1 см.
Ширина полей 0,5 см.
Клепки, закрепляющие скобы подбородочного ремня расположены на расстоянии 6 см от края шлема.
Клепки, закрепляющие скобы подбородочного ремня расположены на расстоянии 2 см от края шлема
Подшлемник закреплен винтом.
Подшлемник закреплен при помощи быстросъемного устройства "Lift the dot".
В качестве амортизаторов подшлемника использованы четыре прямоугольных каучуковых бруска.
В качестве амортизаторов подшлемника использованы семь треугольных каучуковых брусков.
Подбородочный ремень эластичный.
Подбородочный ремень не эластичный.
Шлем изначально окрашивался в темно-зеленый цвет.
Шлем изначально окрашивался в темно-коричневый цвет с добавлением песка.

В октябре 1944 года компания BMB и компания Rubery Owen & Co Ltd приступили к производству шлемов Mk IV, приняв заказ на изготовление 1 400 000 шлемов. Подшлемники и подбородочные ремни производили компании S.D. Rivet Co, Tucker eyelet Co и Y Carr Fastener Co. Ltd. Производство этого шлема было прекращено в июне 1946 года, хотя предполагалось, что этот шлем заменит Mk II и Mk III. Так же планировалось, что эти шлемы будут использоваться на Дальнем Востоке, однако к моменту прибытия шлемов Mk IV в экспедиционные силы, война с Японией была закончена. Однако этим шлемам все же было суждено получить боевое крещение на Дальнем Востоке - в корейской войне.
В начале 50-х годов производство шлемов этой модели было возобновлено. Шлемы Mk III и Mk IV использовались в британской армии, а так же в армиях стран членов Британского содружества до середины 80-х годов.

Mk IV
Mk IV
Mk IV
     
Mk IV
Mk IV
 

 

При подготовке раздела использовались материалы книги: "Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours" Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.

Вернуться в основной каталог

На главную страницу На главную страницу На главную страницу