M 1917
Когда в июне 1917 года военный департамент США принял решение
о снаряжение солдат американской армии шлемами американского
производства, с целью замены шлемов английского производства
Mk I, которыми была снабжена американская армия к тому моменту.
Введению шлема предшествовали достаточно продолжительные исследования
различных экспериментальных моделей, прототипом многих из
них были средневековые шлемы. В результате был принят шлем,
за основу которого был взят английский шлем Mk I. Однако у
американского шлема ширина полей была на 0,5 сантиметра меньше
чем у английского прототипа. Новый шлем получил маркировку
М 1917. В конце 1917 года в США уже было начато производство
новых шлемов.
Первоначально
шлем изготавливали из сплава стали, хрома и никеля, но позже
сталь для шлемов стали изготавливать по английской технологии
с добавлением 12% марганца и впоследствии процент марганца
был увеличен до 13%. За год количество выпущенных шлемов достигло
6 500 000 единиц, а в течение последующего года было произведено
еще 2 000 000 единиц. Вес шлема составлял 950 грамм, толщина
стали 1 мм. Подшлемник, устанавливаемый на М 1917 изготавливался
из вощеной ткани, с внутренней стороны к ней крепилась марлевая
подкладка и каучуковые амортизаторы, в верхней части купола
шлема крепилась войлочная подкладка, закрепленная той же клепкой
что и подбородочный ремень. Размер подшлемника регулировалась
с помощью шнура в верхней части купола шлема. Крепление подшлемника
осуществлялось к подбородочному ремню. Подбородочный ремень
изготавливался из кожи и закреплялся с помощью медной клепки
расположенной в верхней части купола шлема и продевался через
прямоугольные кольца, прилепленные к полям шлема. Под клепкой
закреплявшей подбородочный ремень так же подкладывалась краткая
инструкция по пользованию шлемом, следующего содержания -
"что бы шлем держался на голове просто затяните ремень" и
сразу все становится ясно. Длинна подбородочного ремня регулировалась
с помощью передвигаемой прямоугольной пряжки изготовленной
из латуни. Шлем окрашивался в темно-оливковый цвет с добавлением
распыленной пробки или песка. На передовой солдаты наносили
на шлем камуфляж.
Шлем этой модели просуществовал без изменения до середины
30-х годов, когда был принят новой шлем - М 1917 А1.
M 1917 А1
Первое
массовое применение стальных шлемов в армии США произошло
в период Первой мировой войны. Анализ опыта использование
шлема в боевых действиях, а так же в послевоенное время позволил
армейскому руководству уже к концу двадцатых началу тридцатых
годов сформулировать ряд обоснованных претензий к шлему модели
1917 года. Прежде всего, военных не устраивал подшлемник,
который не выдерживал долгого нахождения в сырости и был не
гигиеничен. Так же претензии касались веса и формы шлема.
С учетом замечаний военных в начале тридцатых годов была создана
новая модель стального шлема, которая получила маркировку
"Шлем стальной М 1917 А1". Иногда этот шлем рассматривается
как транзитная модель, так как имеет схожесть со шлемом предыдущей
модели - М 1917, а так же с последующим шлемом - М 1. Новый
шлем весил 1000 грамм и изготавливался из сплава стали и марганца.
Толщина стенок шлема составляла 2 мм.
Форма шлема напоминала предыдущую модель. Принципиально новой
была конструкция подшлемника и подбородочного ремня. Подшлемник
состоял из кожаной подкладки, двух перекрещенных алюминиевых
полос, которые крепились к куполу шлема и обруча, на который
крепилась кожаная подкладка. Подшлемник имел четыре широких
кожаных язычка, закрепленных на алюминиевом обруче и соединенных
в верхней части кожаным шнуром. Крепление подшлемника осуществлялось
с помощью клепки, а в последствии с помощью винта, установленного
в куполе шлема и закреплявшего алюминиевые полоски. Под крепежным
винтом устанавливалась амортизационная подушка набитая конским
волосом. Подбородочный ремень, впервые примененный на этой
модели шлема в дальнейшем устанавливался на шлемах М 1 на
протяжении всего времени их использования.
Подбородочный
ремень изготавливался из ткани и состоял из двух половинок,
каждая из которых пришивалась к держателю расположенному на
обруче подшлемника. Характерно, что половинки подбородочного
ремня дополнительно продевались сквозь специальные скобы,
припаянные к поверхности шлема. Новый подбородочный ремень
имел уникальную застежку, которая обеспечивала надежное сцепление,
и в то же время при необходимости могла быстро расстегивалась.
Шлемы М1917 А1 окрашивались в темно-зеленый цвет и в цвет
хаки с добавлением песка с целью получения антибликовой поверхности.
Первое боевое крещение шлемы этой модели получили при налете
японской авиации на порт Перл Харбор 07 декабря 1941 года.
Шлем этой модели использовался в американской армии с 1932
по 1941 год, когда был введен новый шлем М 1.
М 1
Стальные
шлемы, существовавшие в армии США к началу войны не обеспечивали
достаточной защиты солдата. Шлем транзитной модели М 1917
А1 по сути копировавший устаревшую модель М 1917 необходимо
было заменить на более современный шлем. Для этого из архива
был возвращен проект чиновника военного министерства Роберта
Патерсона (Robert G. Patterson), предложившего еще в 1928
году конструкцию шлема состоявшего из двух частей - непосредственно
стального шлема и подшлемника, изготовленного из картона или
другого легкого основания и мог бы сниматься без ущерба для
шлема. Создатель самого известного американского шлема H.
G. Sydenham развил эту идею изменив при этом форму шлема,
отказавшись от английского типа.
В начале 1941 года прошли первые испытания шлема, показавшие
его эффективность. В результате проведенных испытаний были
проведены небольшие доработки крепления подшлемника, которое
в первоначальном виде осуществлялось одной клепкой в своде
шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской
армии и было оперативно начато производство. Новый шлем получил
маркировку "Helmet steel M-1" патент № 137.390, зарегистрированный
Патентным ведомством Вирджинии.
Шлем
М-1 принципиально отличался от всех шлемов существовавших
в мире в то время. Шлем состоял из двух частей - непосредственно
стального шлема, изготовленного из сплава стали и марганца,
и легкого подшлемника, изготовленного из спрессованного картона,
окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней
стороны подшлемника устанавливались тканевые ленты, выполнявшие
амортизационные функции, закрепленные специальными латунными
держателями. Такая система была сконструирована Джоном Риделем
(John T. Riddel), предприятие которого выпускало защитную
экипировку для американского футбола, в том числе и шлемы,
в которых использовалась такая конструкция подшлемника.
Как
уже было сказано, шлем изготавливался из сплава стали и марганца.
При этом в течение войны технология изготовления сплава пересматривалась,
так как марганец, придававший шлему прочность, одновременно
делал его хрупким. Вес шлема с подшлемником составлял 1500
грамм, вес подшлемника составлял 250 грамм. В первых партиях
шлема подшлемник был изготовлен из картона. Однако первые
отправки солдат в тихоокеанский регион вскрыли серьезный недостаток
- под воздействием влаги подшлемники быстро приходили в негодность.
Этот факт заставил пересмотреть технологию изготовления подшлемника
и его стали изготавливать из более прочных синтетических материалов.
Внутри подшлемника устанавливался амортизатор из тканевых
лент песочного цвета (с 1944 года цвет лент стал оливковым)
при этом лента, определяющая размер обшивалась полоской из
кожи. Размер регулировался с помощью пряжки, установленной
в затылочной части. На подшлемнике устанавливался подбородочный
ремень, представляющий собой узкий кожаный ремешок со стальной
пряжкой, как правило, закрепляемый на козырьке. На поверхности
подшлемника располагалось небольшое вентиляционное отверстие
в лобной части.
Подбородочный ремень шлема изготавливался из ткани и состоял
из двух частей, скрепляющихся между собой оригинальной латунной
(в конце войны стальной) застежкой, унаследованной от шлема
М 1917 А1. Каждая из частей подбородочного ремня пришивалась
к специальным крепежам, расположенным в нижних части шлема
с правой и левой стороны. До 1943 года металлические скобы,
к которым пришивался подбородочный ремень, припаивались к
поверхности шлема. Однако такое крепление способствовало быстрому
перетеранию подбородочного ремня. Уже в 1943 году крепежные
скобы были изменены. Они стали подвижными, так как закреплялись
специальными фиксированными держателями, надежно припаянными
к шлему.
Производство шлемов осуществлялось в огромных количества к
концу войны общее число выпущенных шлемов достигло 22 363
015 единиц!
Шлем
окрашивался в темно оливковый цвет. При окрашивании в краску
добавляли перетертую пробку с целью достижения антибликового
эффекта. В течение войны на шлемы могли быть нанесены обозначения
подразделений, а так же воинские звания. В частности одна
белая вертикальная полоса указывает, что владелец шлема имеет
звание лейтенанта. Однако в боевых условиях любые демаскирующие
элементы экипировки убирались. В целях маскировки применялись
маскировочные чехлы и сети. Шлемы, используемые санитарами,
имели изображение красного креста на белом фоне.
М-1
был одним из лучших шлемов Второй мировой войны. Доказательством
этому служит долгая жизнь, которую прожил шлем. Принятый в
армии США в 1941 году он был заменен более современными кевларовыми
шлемами только в 1988 году. При этом были проведены в разное
время проводились минимальные доработки конструкции шлема.
После войны шлем данной модели использовался большим количеством
стран Европы, Азии, Африки, Южной Америки и др.
Шлем морской артиллерии Mk 2
Среди специальных шлемов, используемых американской армией
в течение Второй мировой войны особенно выделялся шлем, разработанный
для морских артиллеристов. Прежде всего, шлем выделялся большим
размером, это было обусловлено необходимостью использования
шлема связистами не снимая наушников. Размер шлема был в два
раза больше обычного армейского шлема.
Военно-морской
департамент поручил разработку шлема скульптору Beaver Edwars.
После утверждения проекта он был немедленно отправлен в производство.
Производство шлемов было начато компаний Manufacturing Company
Detroit Michigan. Первые шлемы этой модели были распределены
в US NAVY. Первоначально шлем использовался радистами, обеспечивающими
связь кораблей друг с другом и с центральным штабом. Начиная
с 1940 года и до 1945 года компаниями McCord Radiator и Manufacturing
Company Detroit Michigan было произведено 400000 единиц шлемов.
Постепенно шлемы этой модели получили широкое распространение
в частях военно-морского флота США, а так же среди подразделений
береговой артиллерии. Изготовленный из марганца шлем имел
относительно небольшой для своих размеров вес (1800 грамм)
и обеспечивал лучшую защиту, чем уже устаревший М 1917 А-1.
Подшлемник имел очень оригинальную конструкцию. Изготовленный
из каучука или пенорезины подшитый тканью и приклеенный к
своду шлема он позволял использовать шлем радистам не снимая
наушников, кроме того, шлем позволял одновременно использовать
противогаз. Подбородочный ремень изготавливался из лошадиной
кожи. Крепление подбородочного ремня осущетвлялось к двум
дугообразным креплениям закрепленных с помощью двух клепок.
Размер регулировался двумя алюминиевыми пряжками.
Первые шлемы были окрашены в оливковый цвет и в цвет хаки.
Начиная с 1942 года шлемы стали окрашивать в синий и серо-синий
цвет. При окрашивании шлема в краску добавлялась перетертая
пробка для создания антибликового эффекта.
Танковый шлем 1938 года (M 38)
В
1938 году после нескольких лет поисков и выбора между пехотным
и кавалеристским образцами шлемов было выделено направление
для развития американского танкового шлема. Были тщательно
рассматрены результаты тестирования различных шлемов в том
числе тесты шлема пехотного и кавалерийского стиля, а так
же несколько видов частных разработок, так же были рассмотрены
образцы разработок футбольных шлемов. Рассматриваемые шлемы
должны были обеспечивать защиту от падений и ударов, а так
же защищать от пуль.
В
то время когда в Европе появилась угроза большой войны, американским
военным руководством было принято решение ускорить разработку
и выпуск танкового шлема. В 1938 году производственная коорпорация
Rawlings, получила приглашение от американских военных на
участие в программе разработки и производства танкового шлема.
Rawlings были переданы критерии шлема и поставлены задачи
по его разработке. Компания Rawlings дала согласие на участие
в проекте и собрала группу разработчиков, в которую входили:
Mason Scudder, Elmer Nolte и Harry Latina. К 1940 году разработка
шлема была закончена и модель танкового шлема М 1938 стала
реальностью. Шлем отвечал следующим требованиям:
- он был легким;
- имел хорушую вентиляцию
- легко снимался и одевался;
- в нем отсутствовала сложная система подбородочного ремня;
- был приспособлен к установке наушников.
Официально этот шлем называется "Танковый шлем", но коллекционеры
часто называют его М 1938, по году начала проекта либо М 1942,
по году получению патента (№130.678.2.282.830).
Этот вариант вобрал в себя черты шлемов которые уже находились
в производстве на тот момент, а так же характеристики разработанные
в процессе тестов.
Танковый шлем М 1938 состоял из трех частей, верхняя часть
изготавливалась из химических волокон. В ней делалось десять
отверстий, которые обеспечивали вентиляцию. Кроме химимического
волокна основным материалом, используемым для большинства
компонентов шлема была кожа.
Так
же из химического волокна изготовливалось заднее крыло, закрывающая
шею и крепившееся сздади к полусфере шлема. Из кожи изготавливались,
так называемые, боковые крылья, крепившиеся с правой и левой
стороны и прикрывающие наушники. Боковые крылья были соеденины
с задним крылом эластичными ремнями. На них устанавливались
накладки из того же материала что и полусфера шлема. Наушники
ставились в отверстия боковых крыльев и держались на своем
месте с помощью металлического зажима, обшитого кожей и прикрепленного
к верхней части шлема. Боковые крылья крепились на так называемых
"сшитых петлях", что позволяло им свободно двигаться и благодаря
чему шлем мог легко сниматься.
Шлем этой модели был очень легкий его вес сотавлял 500 грамм.
Для защиты от пуль и осколков М 1938 был разработан таким
образом, что бы на него мог одеваться стальной шлем М 1 без
подшлемника. Наушники использованные в М 1938 были станадртными,
такие же как использовались во многих армейских подразделениях
включая экипажи самолетов. Подшлемник изготавливался из кожи
и состоял из четырех лепестков, скрепленных в верхней части
шнуром.
К
тому моменту, как США вступили во Вторую мировую войну большинство
шлемов было пехотного или кавалеристского образца. Шлем модели
1938 года стал появляться в армии в ограниченных количествах
к концу 1941 года. С открытием второго фронта потребность
в шлемах возрастала и Правительство США для производства шлемов
привлекло допонительно несколько компаний. К концу войны были
уже по крайней мере четыре компании, которые производили танковые
шлемы. Это были Rawlings Manufacturing Corporation, Wilson
Athletic Goods Manufacturing Company, Sears Saddlery Company,
A.G. Spaulding & Brothers. Каждая компания ставила на шлеме
свою маркировку. М 1938 делался нескольких размеров с 6-1/4
до 7-5/8. Окрашивался шлем в оливковый цвет. Шлем М 1938 не
был защищен от пуль и был достаточно не привлекателен, однако
не смотря на это он был принят танковыми войсками.
М 1938 экспортировался в Великобританию, Австралию, Индию
и Китай. Однако являясь промежуточной моделью, до разработки
полноценного танкового шлема, с высокими защитными характеристиками.
Тем не менее шлем этой модели использовался в войне в Корее,
в начале Вьетнамской войны, а так же армией Израиля во время
арабо-израильского конфликта. После окончания Второй мировой
войны некоторые европейские страны, в частности Бельгия и
Нидерланды, организовали выпуск танковых шлемов для своих
войск имеющих значительное внешнее сходство с американским
шлемом М 1938.
Шлем Гражданской обороны США
Для снабжения сотни тысяч добровольцев и резервистов,
поступающих на службу во вспомогательные службы, в том числе
в службу гражданской обороны, Правительство США в 1943 году
заказывает выпуск специальных шлемов. Производство этих шлемов
было относительно дешевым и за короткое время в распоряжение
сил гражданской обороны было поставлено большое количество
шлемов.
Шлем имел внешнюю схожесть с английским шлемом Mk I. Шлем
этой модели имел более слабые технические характеристики,
чем боевые армейские шлемы, так как изготавливался из более
легкого сплава. Вес шлема составлял 1150 грамм, толщина стали
1,1 мм. На шлем устанавливался подшлемник из матерчатых лент,
схожий с тем, что устанавливали на боевые шлемы, однако в
отличие от армейского образца крепление лент подшлемника осуществлялось
с помощью шести алюминиевых клепок непосредственно к раковине
шлема.
Подбородочный ремень изготавливался из ткани, его длинна регулировалось
с помощью прямоугольной стальной пряжки. Окрашивался шлем
в белый цвет. Иногда на фронтальную часть шлема наносились
эмблемы. С внутренней стороны на полях шлема имелась надпись
"US GOV PROPETY OCD", означавшая что шлем является собственностью
Правительства Соединенных Штатов.
Производство, распределение и использование шлемов этой модели
осуществлялось вплоть до капитуляции Японии в 1945 году, ознаменовавшей
окончание Второй мировой войны.
M3
До
высадки союзных сил в Нормандии, участие США во Второй мировой
войне ограничивалось лишь локальными стычками с японцами на
островах Тихого океана и авиационными налетами. Однако во
время проведения воздушных налетов американские ВВС несли
большие потери среди членов экипажей бомбардировщиков от стрелкового
оружия и осколков в результате обстрела зенитной артиллерией.
В целях повышения персональной защиты летчиков, 30-го сентября
1943 года был разработан шлем, предназначенный для пилотов
бомбардировщиков. Это была модификация шлема М1, получившего
первоначальную маркировку Т2. Этот шлем был принят для использования
во всех летных подразделениях. Однако выпуск Т2 был строго
лимитирован, шлем подвергался дальнейшим испытаниям.
К
декабрю 1943 года Т2 получил новую маркировку М3. Являясь
модификацией М1, М3 имел некоторые отличия: прежде всего шлем
имел более упрощенную систему подшлемника. В отличие от М1,
имевшего извлекаемый подшлемник, на М3 подшлемник крепился
клепками к стальному обручу, который был приварен непосредственно
к поверхности шлема. По бокам были сделаны овальные вырезы
для наушников. Для защиты наушников боковые вырезы были прикрыты
двумя подвижными стальными пластинами, которые крепились по
бокам шлема. Внутри пластин помещались войлочные подушечки.
К этим пластинам крепился трехсоставной подбородочный ремень.
Шлем окрашивался в темно-оливковый матовый цвет снаружи и
изнутри и снаружи покрывался фетровой пылью перемешанной со
специальным клеем, такое покрытие было необходимо для предотвращения
замерзания шлема на большой высоте и уменьшения вероятности
возникновения статического электричества.
Вес шлема составлял 3 фунта и 3 унции (около 1,5 кг). Шлемы
этой модели производились на заводе McCord Radiator and Manufacturing
company, штат Мичиган. В соответствии с договором всего было
выпущено 194 683 шлема: в 1943 году 2 613 штук, в 1944 году
166 540 штук, в 1945 году 44 390 штук.
При подготовке раздела использовались книги:
1. "Steel pots", Chris Armold.
2. "U.S. Combat helmets of the 20th . century", Mark
A. Reynosa.
3. "The M-1 helmet. A History of the U.S. M-1 Helmet in
World War II" Mark A. Reynosa.
4. "Painted steel. Steel pots vol. II", Chris Armold,
2000;
5. "US Army Tank Crewman 1941-45", Steven
J Zaloga, Osprey publishing Ltd 2004.
Фотографии свалки с сайта http://www.jmurrayinc1944.com
Вернуться в основной каталог
|